Материально- техническое оснащение - Серов Александр Иванович, учитель географии. 11-19 стр. Дополнительная образовательная...


^ Материально- техническое оснащение:


- меха для занятий

- сцена

- декорации

- реквизит


Библиография

Для педагога:

1 Александрова З.И. Люблю театр, Москва, 1999 г.

2 Бояджиев Г.Д. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров, Москва, 1998 г

3 Гиацентова С.И. Жизнь театра, Москва, 2000 г

4 Завадский Ю.М. Об искусстве театра, Москва, 1998 г

5Зарубина Ю.М. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности, Москва 1997 г

6 Синельникова Д.Н. Искусство слова, Москва, 2001 г

7 Старцева Е.М. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях, Москва 2001 г

8 Сац Н.Н. Дети приходят в театр, Москва 2001 г

9 Солодовников А.Н. Три часа радости. О художественном театре, Москва 1999 г

Для детей:

Т.М. Орлова Нам весело, МЛ, 1973 г

2 Сто друзей, Центр детского творчества, г Тамбов.

3 Толстоногов Д.А. О профессии режиссера, Москва, 1994 г

4 Хрулев Н.Н. За школьным занавесом, Москва, 1995 г

5 Чирков Б.П. В театре и в кино, Москва, 2000 г


^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛЕЙБОЛ»


Возраст детей: 11-15 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Кульнев С.В,

учитель физкультуры


Пояснительная записка


Программа составлена на основе Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции – Москва « Просвещение» 1986 г.

Физкультуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Отличительной особенность данной программы является то, что наряду с общей физической подготовкой учащихся, проведением занятий по теории спорта, учащиеся будут выступать волонтерами по пропаганде здорового образа жизни, готовить презентации к своим выступлениям, использовать материалы из сети Интернет.

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на три года обучения.

В соответствии с годами обучения все занимающиеся в круж­ке, в зависимости от возраста, делятся на две учебные груп­пы: первого года обучения (11 — 13 лет); второго года обучения (13 — 15 лет).

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нор­мативов, участие в соревнованиях.

Цель:

Содействие физическому раз­витию воспитанников, воспитанию гармонично развитых, стойких защит­ников Родины, при­витие интереса к систематическим занятиям физической культу­рой и спортом, подготовка к выполнению нормативов.

За­дачи:

первого года реализации программы:

- укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;

- содействие правильному физическому развитию, повышение об­щей физической подготовленности,

- развитие специальных физи­ческих способностей, необходимых для совершенствования игро­вого навыка;

- дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;

- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;

- под­готовка и выполнение нормативов по ви­дам подготовки.

второго года реализации программы:

- закрепление специальных физи­ческих способностей, необходимых для совершенствования игро­вого навыка;

- закрепление и совершенствование основ техники и тактики игры;

- организация и проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований;

- расширение специальных знаний по укреплению здоровья и совершенствованию физической формы воспитанников.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена не только на физическое развитие и совершенствование специальных умений и навыков игры в волейбол, но и способствует общему развитию воспитанников: обучает работе с литературой, формирует умение оформлять выступления и презентации к ним, т.е. развивает информационно – коммуникативную компетентность у воспитанников, что поможет их дальнейшей социализации в современном обществе.


Основной принцип работы кружка по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактиче­ской, теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.

Основой подготовки воспитанников яв­ляется универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.

Занятия в кружке проводятся по 2 ч. в неделю по двух годичной программе.

Для успешного овладения программным материалом необходи­мо сочетать занятия в кружке с самостоятельной работой, кото­рая предлагается детям в виде заданий, разработанных ру­ководителем кружка совместно с воспитанниками.

В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных груп­пах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

^ Методическое обеспечение

Занятия проводятся в спортивном зале, а также на оборудованной спортивной площадке.

Для проведения занятий по волейболу имеется следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная - 2 штуки

2. Стойки волейбольные - 2 штуки

3. Гимнастическая стенка - 2 пролета

4. Гимнастические скамейки - 4 штуки

5. Гимнастические маты - 4 штуки

6. Скакалки -10 штук

7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 5 штук

8. Резиновые амортизаторы - 5 штук

9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 4 штуки

10. Рулетка -1 штуки

11. Медиоресурсы

12. Компьютерная техника 8 штук+1

13. Литература:

- Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006.

- Фурманов А Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992.

- Фидлер М. Волейбол. М., 2002.

- Энциклопедия «Аванта +», 2006


Формы организации занятий:

Рассказ, работа с литературой, показ и отработка спортивных упражнений и техники игры; практические занятия – тренировки, игра в волейбол; самостоятельная работа над презентацией , выступления воспитанников.

Методы и приемы обучения:

Групповые, индивидуальные, демонстрационные.

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подго­товке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Руководитель кружка должен систематически следить за успе­ваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными ру­ководителями. Он должен привить навыки к общественно полез­ному труду, сознательному отношению к занятиям, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к по­беде.

Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществля­ется в соответствии с планом воспитательной работы.

Для более успешного решения задач необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусмат­ривает следующую документацию: годовой план, график прохож­дения программного материала, планы на месяц, журнал учета работы, посещаемости.


^ Требования к уровню подготовки


ЗНАТЬ

Первый год обучения

влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

основы методики обучения и тренировки по волейболу.

Второй год обучения

правила игры;

технику и тактику игры в волейбол;

строевые команды;

методику судейства учебно – тренировочных игр;

общие рекомендации к созданию презентаций;

^ УМЕТЬ:

Первый год обучения

выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;

выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Второй год обучения

соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

играть в волейбол на достаточно хорошем уровне;

обучать игре в волейбол младших воспитанников;

осуществлять судейство соревнований по волейболу;

работать с книгой спортивной направленности;

самостоятельно составлять выступления и презентацию в ним;

публично отстаивать свою точку зрения по вопросу здорового образа жизни.

^ Учебно - тематический план занятий

первого года обучения

(11 — 13 лет)




п/п

Наименование темы

Количество часов





всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4 5

1

Физическая культура и спорт в России

1

1















2

Сведения о строении и функциях организма

1

1















3

Влияние физических упражнений на









организм занимающихся

1

1



4

Гигиена, врачебный контроль и









самоконтроль

1

1



5

Правила игры в волейбол

1

1




6

Места занятий и инвентарь

1

I



7

Общая и специальная физическая









подготовка

17

1

15

8

Основы техники и тактики игры

40

1

38

9

Контрольные игры и соревнования

5

1

4

10

Контрольные испытания

2



2

11

Экскурсии и посещение соревнований, выст-ления с презен-цией

2

2

2















Итого:

72

11

61

















Содержание


Физическая культура и спорт в России.

Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения.

Организа­ция, задачи, содержание работы коллективов физкультуры.

^ Сведения о строении и функциях организма человека.

Основ­ные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функ­циях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедея­тельности организма.

^ Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на си­стему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиени­ческие требования к занимающимся волейболом с учетом его спе­цифических особенностей. Режим дня и питания с учетом заня­тий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях во­лейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

^ Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.

Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

^ Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

^ Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, напа­дающие удары. Значение технической подготовки для роста спор­тивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

Практические занятия

Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; со­вершенствование навыков естественных видов движений; подго­товка к сдаче нормативов)

Строевые упражнения. Команды для управлении группой. По­нятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по од­ному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыка­ния. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движе­нии: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение ше­ренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Ос­тановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастически­ми палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражне­ния вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стен­ки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с на­бивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные уп­ражнения для моста у гимнастической стенки.

Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».

Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.

Спортивные игры. Баскетбол — ловля, передачи и ведение мя­ча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические дейст­вия. Простейшие групповые взаимодействия.

Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Не­вод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эста­фета».

Ходьба на лыжах. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений.

Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах.

^ Специальная физическая подготовка. Упражнения для приви­тия навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преиму­щественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положе­ний: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положени­ях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение при­ставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челноч­ный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обрат­но— спиной. По принципу челночного бега передвижение при­ставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исход­ные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из по­ложения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держать­ся на уровне лица — быстрое разгибание ноги.

Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота посте­пенно увеличивается), количество прыжков подряд также увели­чивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высо­та— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, оттал­киваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешен­ного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доста­ванием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные под­скоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, ка­навы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгиба­ние в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетболь­ного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполне­нии подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизато­рами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполне­нии нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимна­стический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Ими­тация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (пра­вой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Сорев­нование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выпол­няются правой и левой рукой с максимальной силой.

Практические занятия.

Техника нападения. Перемеще­ния и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.

Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с пере­мещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.

Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.

^ Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, останов­ка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбива­ние мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).

^ Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Че­редование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке полови­ны площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по зада­нию).

Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).

Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.

^ Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При бло­кировании (выход в зону удара). При страховке партнера, при­нимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: вы­бор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)

Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игро­ком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков перед­ней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).

Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».

^ Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.

^ Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.


5915408281214863.html
5915470252269180.html
5915618366338990.html
5915744991620884.html
5915974484854499.html