Глава 6 - Академики в п. Волгин (председатель), в в

Глава 6

Если случается несчастье с государем, то министр должен при­нимать меры для предотвращения (смут) следующим образом. Црежде всего из боязни перед бедствием, которое может возникнуть вследствие смерти государя, (министр) при содействии лиц, близких и полезных государю, может постановить, что царя можно видеть только через промежутки в 1 или 2 месяца. Под предлогом того, что государь совершает волшебные действия в целях отвращения бедствий от страны, устранения врагов, продления жизни и получе­ния потомства, он должен показывать подданным в надлежащее время (подставное) лицо, носящее знаки царского достоинства. Его же он должен показывать посланникам дружественных и враж­дебных государей. Все надлежащие переговоры с такими лицами должны идти через посредство министра. Через посредство же (дворцовых) привратников и надсмотрщиков гаремов (министр) должен проводить распоряжения царя как подобает. В отношении тех, кто оказывает противодействие, он должен проявлять гнев или милость в соответствии с тем, как это полезно для основ государства, а также милость в отношении тех, кто приносит пользу.

280 ^ Пятый отдел. О применении утонченных средств

Казну и войско он должен поставить под начало верных людей и поместить их в укрепленных городах и на границах, стягивая их в одно место. Также (он должен собирать в одно место) под иным предлогом выдающихся людей из благородных семейств и царевичей.

Того же из начальствующих лиц, который, имея своих привер­женцев и находясь в укреплении или среди лесных племен, пока­зывает дурные намерения, он должен привлечь к себе или же от­править в поход, грозящий большими опасностями, или же к семье своего союзника.

Если он видит опасность от какого-либо вассала, то он должен ааставить удалить такого (из данного места) под предлогом празд нества, свадьбы, охоты на слонов или же даяния в виде коней, това­ров или земли. Также он (т. е. министр) может заставить удалить его при посредстве его друга. После этого он должен заставить его заключить с собою нерушимый союз.

Иным способом он может вовлечь его в ссору с лесными племе­нами или врагами или же в ссору с членом его же собственной семьи, обещая ему часть земли.

Далее, он может заручиться поддержкой главенствующих лиц в семействе государя и царевичей и показать наследника, как уже помазанного на царство. Или же он должен установить его на пре­столе, устранив предварительно всех вредных лиц в государстве, как это указано в главе о наказаниях.

Если же какое-нибудь начальствующее лицо, являющееся одним из вассалов, создает смуту, то он должен его привлечь, говоря: «Приди, я сделаю тебя царем» — и затем велеть его умертвить. Иначе он может принять меры к предотвращению несчастья. Или же, передав постепенно государственную власть наследнику, он должен дать знать о смерти государя.

Если смерть государя призошла в чужой стране (во время по­хода), то (министр) через посредство союзника, который пред­ставляется врагом, должен заключить мир и удалиться из вражеской страны. Или же он может поместить одного из вассалов в укрепле­нии врага и затем удалиться. Еще он может направить войско про­тив врага, после того как наследник помазан на царство.3 Или же

^ Разделы 94 и 95 (Глава 6)

281

если он подвергся нападению со стороны врага, то он должен принять меры для предотвращения несчастья, как было указано. Таким образом министр должен достигнуть единовластия. Вот точка зрения Каутильи.

Бхарадваджа утверждает, что это неправильно. При приближе­нии смерти государя министр должен натравить друг на друга главных лиц царской семьи или царевичей или же (натравить их) на иных начальствующих лиц. Того, кто в этой борьбе победит, он должен заставить умертвить, вызвав возмущение подданных.

Иначе, применив тайные меры наказания, он должен справиться с главенствующими лицами царской семьи и царевичами и захватить власть сам. Ибо если ради власти отец враждует с сыновьями и сыновья с отцом, то что говорить о министре,4 который ведь един­ственно держит в своих руках власть. Тем, что предоставляется ему само собой, он не должен пренебрегать. Ведь говорится же, что жен­щина, которая отдалась по своей воле, проклинает того, кто ею пре­небрегает.

Только раз представляется удобный случай человеку, который ожидает его. И трудно ему, желающему совер­шать действие, вновь получить этот удобный случай.

Каутилья считает, что все это приводит к возмущению поддан­ных, является беззаконным и неверным средством. Следует уста­новить на царство царевича, обладающего личными качествами. Если такого нет, то (министр) должен выдвинуть хотя бы негодного царевича, царевну или же беременную царицу и, созвав высших должностных лиц, должен говорить им: «Вот залог, вверенный вам. Помните отца его и свое высокое происхождение. Это (т. е. негод­ный царевич, царевна и т. д.) только знак, вы же являетесь госпо­дами. Или как следует нам поступить иначе?». Когда он скажет таким образом, то его агенты должны говорить: «Кто сможет огранять четыре касты, как не этот государь, руководимый тобою (т. е. министром)?». Тогда министр, сказав: «это действительно так!» — должен помазать на царство царевича, царевну или бере­менную царицу и показать их родственникам и близким, а также послам дружественных и враждебных держав.

282 ^ Пятый отдел. О применении утонченных средств

Далее, он должен произвести распределение обильного продо­вольствия и повышенной платы между чиновниками и воинами. При этом он должен говорить: «Еще большее сделает для вас этот (т. е. царевич), когда он подрастет». Таким же образом он должен обра­щаться к начальствующим лицам укреплений и местностей, а также к дружественным и враждебным партиям, как этого они заслу­живают.

Если на престол возведен царевич, то он (министр) должен за­ботиться о его воспитании. Если царевна, то он должен способ­ствовать тому, чтобы она получила потомство от человека, равного ей по происхождению, и дать этому потомству должное посвящение. Из боязни душевных страданий царицы-матери он должен на­значить лицо 5 (для молодого государя), принадлежащее к царскому роду, но являющееся незначительным придворным человеком. Он (министр) должен защищать их подобающим образом. Для своей собственной выгоды он не должен приобретать каких-либо вычурных предметов наслаждения. Но для царя он должен приобретать колес­ницы, верховых животных, украшения, одежды, женщин, дома и прочие принадлежности обихода.

Если царь находится в состоянии юношеского задора, то он (министр) должен просить о покое, для того чтобы предаться делам мысли. Он должен покидать государя не­довольного и охранять такого, который им доволен.

Указав, для того чтобы охранять царевича, тайных агентов,6 он (министр) должен посвятить себя жизни лесного отшельника или длительным жертвоприношениям, если он попадет в немилость.

Если же царь подпадет под власть (иных) главен­ствующих лиц, то (министр), знаток светской науки,7 прибегая к помощи преданий и пуран и опираясь на лиц, близких к (государю), должен мыслить (о средствах к возврату власти).

Иначе же (министр), представившись волшебником, должен овладевать государем, прибегнув к колдовским мерам, и, когда он получит его под свою власть, он дол-

^ Разделы 94 а 95 (Глава 6)

283

жен применять карательные меры против лиц, подлежа­щих устранению. Так в Артхашастре Каутилъи гласит шестая глава «Об укрепле­нии государственной власти и единовластии» в пятом отделе «О при­менении утонченных средств (государственной политики)». От на­чала девяносто шестая глава.

^ Этим окончен в Артхашастре Каутилъи пятый отдел «О приме­нении утонченных средств (государственной политики)».



^ ШЕСТОЙ ОТДЕЛ

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА

РАЗДЕЛ 96. О СОВЕРШЕНСТВЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВА1

Глава 1

Основными элементами государства2 являются: государь, ми­нистр, сельская местность, укрепленные щрода, казна, войско и союзники.3

При этом идеал государя является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой,4 обладающим умом и поло­жительными качествами, обращающим внимание на (совет) старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, с силь­ной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления. Вот качества, которыми он привлекает к себе людей.

(Он должен обладать) любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по по­воду познанного, отвергать негодное и проникать в истину. Вот ка­чества ума (которые должны быть свойственны ему).

(Он должен обладать) храбростью, настойчивостью, быстротой и ловкостью. Это суть качества, характеризующие его деятельность.

Он должен быть красноречивым, находчивым, обладающим па­мятью, сметливостью и физической силой, быть высокого образа

Раздел 96 (Глава 1)

285

мыслей, легко обуздываемым,3 искусным, действующим военной силой в случае притеснения (со стороны врагов),6 видимым образом воздающим за добро и зло, стыдливым, принимающим меры против •бедствий или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на правильное применение людей в надлежащее время и в подобающем месте, искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов, сдерживающимся, веселым, смеющимся, имею­щим прямой и не хмурый взгляд, свободным от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно наставле­ниям опытных людей. Вот положительные качества государя как личности.

Идеал министра указан ранее.

Идеалом сельской местности 7 является следующее. Она должна быть расположенной на границе или в середине страны, обладать укрепленными пунктами и быть способной содержать себя, а также и другие местности в случае бедствий. Она должна быть легко защищаема, давать легко средства к существованию, обладать насе­лением, преисполненным ненависти к врагу, господствовать над «оседями, быть свободной от болот, каменистых мест, солончаков и мест неровных и поросших колючими растениями, а также свобод­ной от хищников и лесных племен. Она должна быть красивой, обладать пастбищами, рудниками и лесами с ценными деревьями и такими, в которых содержатся слоны, удобной для скотоводства, при­годной для жизни людей, с хорошо охраняемыми пастбищами, бога­той скотом, не зависящей исключительно от дождя (т. е. с хорошим искусственным орошением) ,8 обладающей хорошими дорогами и вод­ными путями, обладающей ценными, разнообразными и многочис­ленными товарами, способной содержать войско и платить налоги, такой, жители которой по большей части состоят из трудолюбивых земледельцев, разумных господ, и вообще населенной лицами низ­ших каст, обладающей населением, преданным (государю) и ■честным.

286 ^ Шестой отдел. Об основах государства

Идеал укрепленных городов был указан выше. Идеал казны 9 является следующим. Она должна быть приобре­тена законным образом или предками (государя), или им самим, должна состоять главным образом из золота и серебра, иметь разно­образные и крупные драгоценные камни и монеты и способной (быть поддержкой) в течение долгих периодов бедствий, когда но­вого притока ценностей не бывает.

Идеал войска.10 Оно должно быть таким, которое досталось госу дарю от отца и деда, постоянным, послушным, таким, в котором воины, равно как их жены и дети, довольны, оно должно быть вы­носливым в походах,11 неотразимым, переносящим страдания, испы­танным в боях, опытным и сведущим во всех видах оружия, верным (государю), ибо в благополучии и несчастии он связан с ним, и со­стоящим главным образом из кшатриев.

Идеал союзников.12 Они должны достаться государю от отца и деда, быть постоянными, быть во власти государя, верными, силь­ными и быстро приходящими на помощь.

Наиболее желательный вид врагов следующий. Они должны быть нецарского рода, корыстными, окруженными ничтожными советни­ками, управлять подданными, которые их ненавидят, поступающими неправильно, беспутными, лишенными энергии, предающимися судьбе, непоследовательными во всех своих действиях, лишенными приверженцев, слабыми и постоянно причиняющими обиды другим. Такого врага можно легко сокрушить.

Вот, за исключением врагов, 7 основ государства со своими качествами, как они указаны. Они являются как бы составными членами, от которых зависит благо­получие государства.13

Если основы являются несовершенными, то государь, обладающий личными качествами, должен их усовершен­ствовать. Тот же, который лишен положительных качеств, губит основы государства, хотя бы они были в состоянии роста и благополучия.

Поэтому царь, не имеющий положительных качеств и у которого непрочные основы,14 погибает от своих поддан-

Раздел 97 (Глава 2)

287

ных или подпадает под власть врагов, хотя бы он и владел землей в четырех ее пределах.

Но тот, кто обладает личными качествами, хотя бы он владел и незначительной землей, обладая совершенными основами государства и зная методы правления, получит власть над всей землей и не потерпит ущерба. Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «О совершен­стве основ государства» в шестом отделе «Об основах государства». От начала девяносто седьмая глава.

^ РАЗДЕЛ 97. О МИРЕ И ТРУДЕ *

Глава 2

Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы назы­ваем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании пло­дов работы, мы называем миром (или мирным благосостоянием).

Основами для мира и труда являются 6 методов политики.2

Результатом (применения) этих методов являются упадок, застой и развитие.3

При этом человеческими (возможностями) являются правиль­ная или неправильная полигика. Успех же или неуспех являются посланными божеством.

Ибо действия божественные и человеческие приводят в движе­ние мир. То, что совершается невидимым образом, есть действие божества. Если же при этом действии происходит достижение же­ланного результата, то это будет успех. В обратном же случае — это неудача.

Человеческое (действие) есть то, что совершается видимым обра­зом. Если при этом достигается благополучие, то это правильная политика. Если же вызывается несчастно — это неправильная. Эти (человеческие действия) могут быть объектом мысли (постижимы). Действия же божественные непостижимы.

Государь, обладающий личными качествами, богатством и со вершенными основами государства, является основой правильно!"!

288

^ Шестой отдел. Об основах государства

политики и называется тем, кто имеет основание победить.4 Вокруг него, образуя окружение, непосредственно прилегающее к его земле, находится тот фактор, который представляют собой враги. Подоб­ным же образом мы имеем фактор (или основу), которую пред­ставляют собою союзники, отделенные другой землей.

Соседний государь, обладающий отличительными чертами врага, есть противник.5 Если он попадает в беду, то он является таким, против которого выгодно идти войной.6 Если он не имеет опоры или же средства защиты его слабы, то он является таким, которого можно уничтожить.7 В противном случае он является таким, кото­рого следует теснить8 или ослабить.9 Вот различные виды против­ников.

После них (имеющий основание победить) должен принимать в расчет в непрерывной последовательности земли собственного союзника, союзника врага, союзника собственного союзника и союз­ника союзника врага.

За собою он имеет: (враждебного государя, который) может на­пасть на него сзади,10 и дружественно настроенного, который напа­дает на первого.11 Также имеются сообщник нападающего с тыла п и сообщник находящегося в тылу дружественного государя.13

(Государь), земля которого непосредственно граничит (с владе­нием того, кто имеет намерение победить), есть основной враг.14 Если он принадлежит к тому же роду, то его называют природным врагом.15 Тот же, с которым возникла вражда или который предпри­нимает агрессивные действия, есть враг благоприобретенный.16

(Государь), земля которого отделена другой землею, есть основ­ной союзник.17 Если он приходится родственником его с отцовской или материнской стороны, то он называется природным союзником.18 Если же он примыкает (к государю, намеревающемуся победить), так как получает от него деньги или средства к существованию (или так как он обязан ему получением денег и жизнью), то он назы­вается благоприобретенным союзником.19

Есть, кроме того, иной государь, земля которого граничит с вла­дениями желающего победить и его врага, который способен помочь тому и другому, находятся ли они в соприкосновении или нет,

Раздел 97 (Глава 2)

289

а также способен справиться с каждым из них в отдельности. Это есть государь «срединный».20

Далее, имеется иной, «стоящий особняком»,21 в стороне от врага, желающего победить, и «срединного». Он по основам своего государ­ства является более сильным, чем (другие трое). Он способен оказать помощь врагу, желающему победить, и «срединному» вне зависимости от того, находятся ли они в соприкосновении или нет, а также справиться с каждым из них, если они разобщены.

Вот основы политики.

У желающего победить 3 основных фактора: он сам, его союзник и союзник этого союзника. Каждый из этих факторов находится в овязи со своими 5 факторами, т. е. министрами, сельскими местно­стями, укрепленными городами, казною и войском. Таким образом, весь круг (факторов для победы) состоит из 18 таких фак­торов.

Этим самым указывается круг факторов по отношению к врагу «срединному» и «безразличному» в отдельности.

Вот вкратце 4 круга факторов. Имеются 12 факторов в виде го­сударей и 60 вспомогательных факторов,22 а всех вместе взя­тых 72.

Каждый из этих факторов имеет (как указано было) определен­ные идеальные качества (которых следует достигнуть).

(Далее, принимаются во внимание) возможности23 и достиже­ния.24 Возможности заключаются в силах, а достижение есть счастье (победы).

Силы бывают 3 видов: сила звания, т. е. возможности, пред­ставляющиеся в виде совета; силы, состоящие в казне и в войске, — это возможности, которыми располагает государь; и сила героизма — возможность, заключающаяся в энергии (войска).

Подобным же образом достижение бывает 3 родов: достижение благодаря возможности, заключающейся в совете, — достижение посредством совета; достижение посредством возможностей, кото­рыми располагает государь, — достижение [шастью, и, наконец. Достижение благодаря возможности, заключающейся в энергии, — Достижение посредством энергии.

290

^ Шестой отдел. Об основах государства

(Государь), у которого (эти возможности) имеются в превосход­ной степени, считается преобладающим. Тот, у которого они имеются в более слабой степени, считается малосильным, а располагающий одинаковыми силами — равным. Поэтому (государь) должен ста­раться, чтобы силы и достижения стали его достоянием. Или же если он равен другим, (то он должен укреплять свои силы) путем приведения в надлежащее состояние своих вспомогательных факто­ров в их последовательности и путем правильного, честного образа действия.25 Или же он должен стараться отнять силу у врагов и своих собственных недоброжелателей.

Далее, он может заметить следующее: враг мой обладает силой, но тем не менее в будущем (по гордости своей) погубит свои же собственные государственные факторы путем оскорблений словами, действием и притеснениями. Или же, достигнув своей цели, он (враг) станет беспечным, предаваясь удовольствиям охоты, игре, вину и женщинам. Его подданные будут враждебно относиться к нему (если он притесняет), он будет ослаблен или пребывать в беспечности и таким образом я смогу справиться с ним. Или же: враг, подвергшийся нападению, должен будет находиться со всеми своими силами в одном месте или укрепленном городе. Его войско будет стеснено, и он, лишенный союзников и укреплений, легко попадет в мои руки. Или же: (вражеский) государь, обладая зна­чительными силами,26 имеет намерение уничтожить (иного) врага в другом месте. Уничтожив этого врага, он не будет стараться сокрушить меня. Если я буду тесним сильным или если мои начи­нания потерпят неудачу, то он окажет мне поддержку, равно как и в случае, если на меня посягает «срединный» владетель.27 На основании таких и подобных соображений (желающий победить) будет (временно) желать усиления и успеха хотя бы врагу.

Сделав государей, отделенных другой землей (т. е. союзников), как бы ободом колеса, а непосредственно граничащих (т. е. врагов) — спицами (этого колеса) и себя самого — ступицей, (желающий победить) должен располагать своим кругом факторов (для победы).

Раздел 97 (Глава 2)

291

Враг, находящийся между предводительствующим (т. е. желающим победить) и его союзником, будет унич­тожен или тесним, хотя бы он и обладал значительной силой. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава. «О мире и труде» в шестом отделе «Об основах государства». От начала девя­носто восьмая глава.

^ Этим окончен в Артхашастре Каутилъи шестой отдел «Об осно­вах государства».





^ СЕДЬМОЙ ОТДЕЛ О ШЕСТИ МЕТОДАХ (ВНЕШНЕЙ) ПОЛИТИКИ

РАЗДЕЛЫ 98 и 99. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ШЕСТИ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УПАДКА, ЗАСТОЯ И РАЗВИТИЯ*

Глава 1

Круг факторов (внешней) политики есть основание для приме­нения ее шести методов. Учителя говорят, что эти шесть методов суть: мир, война, выжидательное положение,3 наступление, искание защиты 4 и двойственная политика.5

Ватавьядхи утверждает, что, собственно, имеются только два метода: мир и война, к которым и сводятся все шесть методов.

Каутилья же считает, что все-таки имеются шесть методов в со­ответствии с различными положениями.

Тут миром6 считается заключение договора, связывающего (обе стороны), войною7 — причинение вреда, выжидательным поло­жением — пребывание в безразличном состоянии, наступлением 8 — принятие мер (к нападению), союзом — прибегание к помощи дру­гих и двойственной политикой — использование то войны, то мира (смотря по обстоятельствам).9 Вот шесть методов (политики).

Если кто-нибудь слабее (другого), то он должен заключать с ним мир. Имеющий превосходство может идти (на другого) войной. Тот, который считает: «ни меня другой, ни я его неспособны побе­дить» — должен держаться выжидательного положения. Имеющий

^ Разделы 98 и 99 (Глава 1)

293

преимущество и превосходство должен наступать. Тот, у которого незначительные силы, должен искать союза (с другими). Если дело решается благодаря помощи союзника, то следует вести двойствен­ную политику. Вот определение методов.

Если (государь), стоя на точке зрения применения какого-либо метода, видит, что, придерживаясь такового, он будет в состоянии проявлять деятельность по постройке в своих владениях укреплений, оросительных сооружений, торговых путей, по заселению пустырей и разведению ценных лесов и таких, в которых содержатся слоны, вредить таким же действиям врага, — и действительно применяет этот метод, то будет успех.10

Зная, что собственное преуспеяние будет идти скорее, что оно будет больше и что имеются основания, благодаря которым (в бу­дущем) явится преуспеяние, а также, что у врага будет как раз обратное, (государь) должен равнодушно относиться к преуспеянию врага. Если преуспеяние (у обеих сторон) совершается одновре­менно и имеет одинаковые результаты, то нужно пребывать в мире.

Если (данный государь) видит, что, стоя на точке зрения ка­кого-нибудь метода, он достигнет лишь (отрицательных результа­тов) в своих действиях и не причинит ущерба врагу, и на основании этого не прибегает к данному методу, то такой метод следует счи­тать ведущим к упадку.11

Если владетель видит, что упадок собственный будет совершаться длительно, а упадок у врага — быстро или же что временный упа­док приведет в конце концов к процветанию, в то время как у врага будет обратное, то он должен временно оставаться равнодушным к собственному упадку.

Если у обеих стороен упадок происходит одновременно и приво­дит к одинаковым результатам, то надлежит пребывать в мире.

Тот метод, с применением которого не получается ни процвета­ния, ни упадка, ведет к состоянию застоя.12

Если государь знает, что ему придется лишь на короткое время пребывать в застойном состоянии или же что это приведет к конеч­ному процветанию, в то время как у врага будет обратное, то ему следует отнестись безразлично к (временному) состоянию застоя.

294 ^ Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики

Учителя говорят, что если у обеих сторон застой происходит одновременно и имеет одинаковые результаты, то следует пребывать в.мире. Каутилья считает, что об этом не может быть споров.

Далее, (государь) может иметь в виду следующее: (1) находясь в состоянии мира, я своими действиями принесу ущерб начина ниям врага, я стану вкушать великие плоды моих начинаний и использую также начинания врага; (2) или же, прикрываясь дове­рием (которое оказывается мне) в силу мирного договора, я буду применять ловкие меры, действовать тайно и подсылать шпионов, этим самым я буду вредить начинаниям врага; (3) или же я прив­леку для совершения моих дел людей, которые заняты в начинаниях врага, тем, что я дам им возможность получить выгоду, сделав их труд легким, оказывая им помощь и облегчая подати; 13 (4) или же враг, находясь в союзе с другим, обладающим подавляющей силой, достигнет только того, что его начинаниям будет принесен вред; (5) или же имеется владетель, который воюет с ним (врагом) и вследствие этого ищет союза со мной; я устрою так, чтобы вражда их длилась долго; (6) или же враг будет причинять вред местностям (иного), который хотя находится в мире со мною, но меня ненави­дит; (7) или же, терпя ущерб от врага, народ его (т. е. другого враж­дебного государя) придет ко мне, и от этого будет преуспеяние в моих начинаниях; (8) или же (враг) терпит неудачу в своих на­чинаниях и находится в несчастье; он не будет нападать на меня, так как. он должен будет направить свою деятельность в другую сторону; пользуясь этими двумя обстоятельствами, я достигну пре­успеяния в моих начинаниях, находясь в мире; (9) или же, заклю­чив мир с одним из врагов, я разобью окружение и благодаря этому получу в свои руки изолированного врага; (10) или же, привлекая на свою сторону врага путем оказания ему военной помощи, я буду возбуждать ненависть против него, когда он будет стремиться по­лучить под свою власть круг государей, и добьюсь, чтобы он, являясь предметом ненависти, погиб именно благодаря этому. Имея такие виды, государь может добиваться преуспеяния мирным путем.14

Иначе виды у него могут быть следующие: (1) население мое состоит главным образом из воинов и из объединений,15 я имею

^ Разделы 98 и 99 (Глава 1)

295

8ащиту в виде гор, лесов, рек и укреплений, и в мою страну имеется лишь один свободный доступ, который должен быть охраняем; по­этому моя страна в силах отразить нападение врага; (2) опираясь на неприступные укрепления, находящиеся на границе моих вла­дений, я в состоянии принести гибель начинаниям врага; (3) или же у врага моего ослабела энергия вследствие его пороков и бедствий (в его стране); таким образом, пришло время, что все его начинания погибнут; (4) или же так как он воюет в другом месте, то я в со­стоянии отвлечь от него его же народ. При таких соображениях (государь) должен добиваться преуспеяния, прибегая к войне.16

Иначе он может думать: враг не в состоянии погубить мои на­чинания, но и я в равной мере не могу причинить вред его начи­наниям. Если я стану причинять ему вред, то может получиться то же, что при схватке собаки и кабана (где оба пострадали). Или же: я буду преуспевать уже оттого, что буду способствовать своим собственным начинаниям.

На основании таких соображений (государь) будет добиваться щреуспеяния, занимая выжидательное положение.17

Далее, он может думать: гибель начинаний врага может быть достигнута наступлением на него, у меня же есть средства защи­тить, свои начинания. В таком случае он добивается преуспеяния путем наступления. Или же он может думать: я не в силах при­чинить гибель начинаниям врага, а также не могу защитить свои собственные начинания. В таком случае он прибегает к помощи более сильного и, приводя в исполнение свои начинания, стремится к переходу из состояния упадка в состояние застоя (или устойчи­вости) и из последнего в стадию преуспеяния.

Если же (государь) думает: при помощи мира я, с одной сто­роны, будут двигать вперед свои дела, а при помощи войны, с другой стороны, я смогу вредить начинаниям врага, — то он будет стре­миться к преуспеянию, ведя двойную политику.

Таким образом, находящийся в середине круга, состоя­щего из факторов политики, и применяя эти шесть мето­дов, он может стремиться в своих начинаниях к достиже­нию перехода из состояния упадка в состояние застоя.

296 ^ Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики

(или устойчивости) и из последнего в состояние преус­пеяния (развития). Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Краткое из­ложение шести методов политики. Определение состояния упадка, застоя и развития» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала девяносто девятая глава.

^ РАЗДЕЛ 100. ОБ ИСКАНИИ ПОМОЩИ (У БОЛЕЕ СИЛЬНОГО)»


5889159811269313.html
5889269938382154.html
5889380687233598.html
5889521837945330.html
5889675740931877.html