Е.Д.МАЕВ - В. Д. Черных Уважаемые коллеги, позвольте поприветствовать вас в стенах Совета Федерации! Мы уже неоднократно...

Е.Д.МАЕВ
Подготовка проекта специального технического регламента "Упаковка и обращение с упаковочными отходами" осуществлялась на основе гармонизации с положениями Директивы Европарламента и Совета об упаковке и упаковочных отходах 9462-ЕС, Директивы Европарламента об изменениях и дополнениях к Директиве 9462, утвержденной 11 февраля этого года, а также находящегося на обсуждении в нашем комитете проекта федерального закона об упаковке и упаковочных отходах.

Этому предшествовала большая подготовительная работа, которая была проведена техническими комитетами по стандартизации тары и упаковки. В первую очередь, это технический комитет по стеклянной таре (ТК-074), технический комитет по упаковке (223), технический комитет по укупорочным средствам (415).

Сначала мы подготовили документы непосредственно по таре и упаковке, изготовленных из определенного вида материалов. На первое чтение в Государственной Думе нами были представлены документы отдельно по отходам от упаковки в стеклянную тару, по таре полимерной и металлической. В процессе обсуждения нам было сделано замечание, мы его учли и подготовили, как записано в протоколе этого заседания, горизонтальный проект, он охватывает сегодня в соответствии с Директивой 9462 все основные виды тары и упаковки.

Выделение именно упаковочных отходов в отдельный документ объясняется тем, что достигли своего пика проблемы, связанные с упаковочными отходами, составляющими более 50 процентов объема твёрдых муниципальных отходов. Это послужило стимулом для разработки обязательной для всех европейских стран директивы, внедрению которой в российское законодательство мы посвятили свою работу.

В России количество твёрдых бытовых отходов уже достигает почти 60 процентов. То есть сложилась ситуация, сходная с ситуацией 10-летней давности, из-за которой были разработаны директивы Европейского союза.

В каждой стране ЕС были установлены целевые показатели законодательства по утилизации: переработка в качестве вторичного сырья плюс использование в качестве вторичных энергоносителей (это в связи с вступлением России в ВТО и с точки зрения защиты окружающей среды). В техническом регламенте также устанавливаются целевые показатели по утилизации и переработке упаковочных отходов.

Данный технический регламент является логическим продолжением и конкретной реализацией в области нормативно-технической документации основных положений рассматриваемого здесь закона. А сам закон по отношению к регламенту играет роль общего технического регламента, так как это предусмотрено в законе о техническом регулировании.

У данного регламента следующие цели: установление мер, применяемых в Российской Федерации в области упаковки и упаковочных отходов для предупреждения или снижения степени их воздействия на окружающую среду; обеспечение функционирования внутреннего рынка упаковки и упаковочных отходов; предотвращение появления и установления барьеров торговле; содействие обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан; охрана окружающей среды; предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей посредством предоставления им недостоверной информации об упаковке и упаковочных отходах.

Регламент устанавливает основные требования к упаковке и обращению с упаковочными отходами, включая применение стандартов, являющихся презумпцией соответствия требований к производству упаковки. Меры по выполнению требований к упаковке и обращению с упаковочными отходами определяются организационной работой в сфере обращения с упаковочными отходами на основе утверждения кардинальных центров системы маркировки и идентификации упаковки, определяются принципы учёта и отчётности в сфере обращения упаковки и упаковочных отходов. Особое значение приобретает подтверждение соответствия упаковки требованиям нормативных документов и самого регламента.

В регламенте имеется пятый раздел, который предусматривает процессы сертификации и подтверждения соответствия упаковки. Установлены схемы подтверждения соответствия в полном соответствии с действующим законом о техническом регулировании и последними разработками, принятыми в Европе и адаптированными в НИИ сертификации к условиям российского рынка.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможность совместного внесения в Государственную Думу этих двух взаимодополняющих друг друга документов. Одновременное вступление в силу закона и специального технического регламента позволит гармонизировать обращение с упаковочными отходами и размещение упаковки на российском рынке с нормами европейского права, совпадение этих норм и приближение их к европейским нормам для вступления России в ВТО. Наконец, это позволит России стать полноправным участником международного механизма перераспределения средств, заложенных в цену упакованной продукции, поступающей на российский рынок по импорту, и до настоящего времени остающихся у зарубежных стран из-за отсутствия в России законодательной базы и соответствующих структур для реализации этих положений.

В дальнейшем требуется государственная поддержка для реализации указанных законодательных и нормативных документов. В противном случае это будет серьезным тормозом внедрению системы утилизации отходов и положений, указанных в регламенте, и в какой-то степени будет тормозить соблюдение требований для вступления России в ВТО.

В.Д.Черных

Шенфельд Борис Евгеньевич, директор Федерального государственного учреждения "УралНИИ "Экология". Тема "Обращение с отходами в Уральском регионе: проблемы и решения".

5883791042864232.html
5884018769634619.html
5884106452761972.html
5884290077723090.html
5884451007659206.html