Проекта (гранта) - страница 46

^ Мурманская область

В период с 25 марта по 26 апреля 2009 года было проведено экспертно-аналитическое исследование по теме «Региональные модели взаимодействия между деловыми и властными элитами в Мурманской области».

Цель исследования заключалась в анализе существующей модели взаимоотношения между властью и бизнесом, выделении наиболее активных акторов, задействованных в этой модели, выявлении ее положительных и отрицательных сторон, прогнозировании возможной ее трансформации.

В связи с этим, в рамках исследования использовались различные методы. На начальном этапе проводился анализ биографий крупнейших бизнесменов, политиков регионального уровня (особое внимание уделялось депутатам Законодательного собрания области) на основе существующих данных в СМИ. Активно использовались официальные порталы:

Кроме того, использовались сайты крупнейших предприятий региона (www.olcon.ru – Оленегорский ГОК, http://www.tekos.ru – «Тэкос», ОАО «Колэнергосбыт» -
http://www.kesc.ru/ и др.).

В исследовании также использовался другой метод - медиа-анализ, предполагающий рассмотрение официальных СМИ уровня субъекта федерации, СМИ крупных городов Мурманской области, а также федеральных СМИ (www.rg.ru – «Российская газета»). Среди Интернет-ресурсов области особо нужно выделить: http://www.b-port.com/ - Мурманский бизнес-портал, http://www.region51.com/ - Информационный портал области, http://www.mvestnik.ru/ - «Мурманский Вестник» – областная газета и др.

На основе данного метода была проанализирована открытость региональной власти, активность ее взаимодействия с обществом и СМИ по вопросам экономического развития региона, проведена оценка информированности общества о связях между бизнесом и властью, выявлены факты участия бизнес-групп в решении социальных проблем. В центральных СМИ были найдены сведения о заведении уголовных дел по фактам коррупции в Мурманской области.

Для полноты информации в исследовании также был использован статистический электоральный анализ. Обрабатывались результаты федеральных и региональных выборов 2000-х годов, активность избирателей, распределение голосов между партиями и т.д., что дало понять, что дало понять, что наличие, например, у кандидатов в депутаты связей с бизнес-элитами, их активная предпринимательская деятельность скорее позитивно влияет на уровень его поддержки населением. Так как в Мурманской области именно бизнес дает рабочие места, активно участвует в реализации социальных программ, соответственно имеется некоторый уровень авторитета у общества.

Значимым методом исследования явился также метод экспертных оценок (экспертных интервью). В качестве экспертов выступили:

1. Соловьев Николай, журналист, политолог.

2. Панина Ольга, депутат Мурманского городского собрания.

3. Петухов Дмитрий, журналист, газета «Полярная правда».

4. Иванова Екатерина, журналист, редактор «Российской газеты» (Мурманская область).

5. Екатериничев Игорь, журналист, газета «Мурманский вестник».

Подбор экспертов производился таким образом, чтобы участники экспертных интервью были знакомы с тем, что происходит в политике региона, ориентировались в экономике области – могли назвать основные отрасли промышленности, бюджетообразующие предприятия и их глав, а также лиц, представляющих бизнес-элиту в органах исполнительной и законодательной власти на региональном и федеральном уровне. При разговоре с политологом акцент делался на вопросах теоретического обоснования модели взаимодействия деловых и властных структур региона, об эффективности существующей в регионе модели, ее плюсах и минусах, на вопросы перспективности прихода к власти бизнесменов и топ-менеджеров крупных компаний. Журналистам преимущественно задавались вопросы, связанные с информационной открытостью региональных и муниципальных властей, доступностью информации о деятельности властных элит, коррумпированностью региональных элит и т.д. Кроме того, опрашивались журналисты как зависимых газет, которые освещают властные решения, так и относительно независимых (насколько это возможно в информационном поле Мурманской области). Т.е. некоторое разнообразие среди экспертов способствовало получению полной и разносторонней информации.

В целом, участие в проекте экспертов помогло получить более достоверную информацию, охватывающую широкий спектр проблем, дополнить имеющуюся информацию, полученную через биографический, статистический, медиа-анализ и сделать окончательные выводы.


^ Влияние бизнес-групп в регионе и их представленность во власти.
Мурманская область имеет чрезвычайно выгодное экономико-географическое положение, обладает рядом уникальных природных ресурсов. К основным отраслям промышленности можно отнести: горнодобывающую (добыча и переработка апатито-нефелиновых руд, добыча и обогащение медно-никелевых, железных руд, руд редких металлов); цветную металлургию (выплавка меди, никеля и кобальта); рыбную промышленность; судоремонт. По имеющимся данным на долю Мурманской области в 2007 году приходилось все производство апатитового и нефелинового концентратов в стране, 16.1% - товарной пищевой рыбной продукции, 18.9% - улова рыбы, 9.8% - товарной железной руды, 1.8% - электроэнергии. Широким спросом на внутреннем и мировом рынках пользуется продукция цветной металлургии - никель, медь, алюминий.

Соответственно бизнес-элиту региона составляют собственники и топ-менеджеры предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической отраслей, рыбной промышленности.

Внутри существующей бизнес-элиты на основе анализа данных, собранных различными методами исследования, можно выделить наиболее влиятельные бизнес-группы:

В настоящее время сложно оценить близость описанных групп властям региона в связи со сменой губернатора, приходом на этот пост нового человека Д.Дмитриенко (притом связанного с рыбным комплексом, что может определить в будущем его интересы в отношениях с региональным бизнесом). Пока никаких явных шагов по поддержке той или иной группы властью региона не осуществляется, хотя в целом отношения, выстраиваемые между сложившейся деловой и складывающейся властной элитой можно назвать партнерскими.

Гораздо более четкой политикой в отношении бизнеса отличался бывший глава региона Ю.Евдокимов. Придя к власти во многом благодаря директорскому корпусу, губернатор продолжил выстаивать тесные взаимоотношения с бизнесом (долгое время Ю.Евдокимов являлся председателем Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, что давало ему возможность влиять на крупный бизнес, в то же время поддерживая тесные дружественные связи с ним), делая ставку на бюджетообразующее предприятие региона - «Апатит». Основной совладелец компании, миллиардер А.Гурьев является членом Совета Федерации от исполнительной власти региона и в настоящий момент. В областной администрации немало людей, аффилированных с этой компанией. На протяжении почти 8 лет чиновником администрации был В.Мотлохов, бывший директор по экономике и финансам ОАО «Апатит» - только в 2008 году был освобожден от обязанностей в связи с выходом на пенсию. Другим известным представителем интересов ОАО «Апатит» во властных структурах является бывший генеральный директор предприятия В.Горин. В настоящий момент он является депутатом областной Думы.

Можно сказать, что, несмотря на то, что бизнес-группа «Апатит» представлена во властных структурах, она теряет свое влияние, уступая место госкорпорациям. В то же время новому губернатору придется выстраивать связи с этим предприятием, так как все же оно является бюджетообразующим, в отличие от предприятий, которыми владеют федеральные государственные бизнес-группы.

Косвенно фактом поддержки нынешним губернатором Кольской ГМК можно считать лишь назначения представителями губернатора в Печенгском и Кольском районах области Лисичева Валерия Александровича, который в 2002 году стал директором комбината «Печенганикель» ОАО «Кольская ГМК»; в г. Оленегорск - Николаева Владимира Владимировича, который в 1996 году работал в ОАО «Оленегорский механический завод» РАО «Норильский никель» в должности заместителя генерального директора по экономике, в июне 2000 года назначен генеральным директором ОАО «Ловозерская горная компания».

Если говорить о представленности крупных бизнес-групп во власти, то можно сказать, что практически все они имеют свое представительство, хотя не в таких масштабах, как, скажем, в Иркутской области. Среди региональных депутатов, которые представляют интересы определенных бизнес-групп можно назвать:




5879604139005462.html
5879758952841860.html
5880003612071881.html
5880203420986853.html
5880288502112982.html